Тренды в интернет-маркетинге: советы малому и среднему бизнесу

Тренды в интернет-маркетинге: советы малому и среднему бизнесу

Интернет-реклама является самым быстрорастущим сегментом рекламного рынка, как в России, так и во всем мире. И очевидно, что отвоевывает она свою популярность в основном у традиционных каналов — прессы и outdoor. Именно цифровая реклама по итогам первого полугодия показала положительную динамику роста в России, +10% роста в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Согласно данным Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), лидером падения стала пресса, у нее -33%, далее идет наружная реклама с -27% и замыкает “почетный список” телевидение с падением на 22%.

Крупные игроки рынка, отмечают изменившееся поведение рекламодателей. Бизнес переходит к средне- и краткосрочному планированию, проводит оптимизацию рекламных расходов. Digital реклама как никогда лучше подходит именно для этих новых целей, ведь именно в рамках рекламных кампаний в интернете можно с высокой точностью определять эффективность, постоянно оптимизируя различные форматы и каналы. В связи с нарастающей значимостью интернет-рекламы и маркетинга мы хотели бы проанализировать текущие и будущие тренды, которые позволят клиентскому сектору быть во всеоружии.

Мир уходит с десктопов

Не нужно быть аналитиком, чтобы понять — мы все больше времени проводим со смартфоном или планшетом в руках. Хотя это очевидно всем, но многие в своей работе почему-то до сих пор игнорируют мобильных пользователей. К 2014 году 25% населения мира являлись обладателями мобильных гаджетов, по итогам текущего года ожидается уже 3 миллиарда устройств, а это 41% жителей планеты, только задумайтесь. И если, например, традиционные социальные сети вроде Facebook вошли в стагнацию по аудиторному признаку, то мобильные приложения и сайты растут с небывалой скоростью. По данным comScore, американские пользователи в возрасте 18-34 лет тратят 2 часа в день на социальные и развлекательные приложения. При этом мобильный веб в 2.5 раза популярнее приложений и растет в 2 раза быстрее. Какие выводы можно из этого сделать? Во-первых, даже если вы привлекаете посетителей через приложения (например, покупаете мобильную таргетированную рекламу в Facebook или ВКонтакте), то ваш сайт в любом случае должен быть оптимизирован под мобильные устройства, речь идет не только о технической адаптивности, но и о восприятии и подаче контента — простыни текста и множество экранов будут не актуальны. Во-вторых, делать собственное мобильное приложение под любую мелочь не стоит — люди прекрасно научились серфить интернет с мобильного браузера, но устанавливают только самые любимые и полезные приложения. В-третьих, окончательно сбрасывать со счетов десктоп не стоит, помните про мультиэкранность, примерно 40% потребителей начинают взаимодействовать на одном устройстве, а потом переключаются на другое — значит, рекламодателю в идеале необходимо быть доступным на всех платформах и каналах, к которым может прибегнуть аудитория — сайт, мобильный веб и социальные сети.

Мир покупает в онлайне

Еще один очевидный тренд, который с нами всерьез и надолго. Люди больше не бояться покупать в интернете, даже в России, даже в глубинках. Более того, они не просто не бояться, они к этому привыкли и ждут одинаково высокого качества не только от мировых лидеров, но и от небольших региональных интернет-магазинов. Широкий ассортимент товаров, удобство использования на всех доступных платформах, молниеносная и дешевая доставка, ну и, конечно, всевозможные скидочные промо-акции — таковы современные требования к e-commerce. Если вы им не соответствуете, то вы либо должны обладать очень нишевым ассортиментом, либо жестко демпинговать на масс-маркете. Второе, впрочем, путь в никуда, ведь быть в плюсе и долго конкурировать с мировыми гигантами вы не сможете. Если вы все же работаете на массовом рынке по среднерыночным ценам, то делайте ставку на отлаженную логистику и клиентский сервис. Общайтесь с посетителями индивидуально, и вам воздастся — небольшой интернет-магазин, который не может выделиться ценами или бюджетами на продвижение, обязан делать ставку на лояльность и процент возвратов покупателей.

Работа с данными

Точные и вероятностные таргетинги, соцдем портрет (включая образование, занятость, семейный статус и доход), интересы, поведенческие факторы, поисковые запросы, составление look-alike аудитории и многое другое — все это сейчас доступно рекламодателям любой географии и масштабов бюджета. Эффективность традиционной медийной рекламы неустанно падает, тогда, как точные таргетинги отвоевывают место под солнцем. Реклама в интернете должна быть умной, больше недостаточно таргетироваться на посетителей каких-то конкретных сайтов, потому что это не дает точного портрета потребителя. Расширяйте кругозор, пробуйте новые форматы, экспериментируйте с данными — все это, в конечном счете, приведет к необходимой оптимизации бюджетов.

Нативная реклама

Тут как никогда уместной будет знаменитое изречение Говарда Госсейджа: «Никто не читает рекламу. Люди читают только то, что хотят прочесть. Иногда это реклама». Если говорить просто, то это такая реклама, которая органически интегрируется в контент страницы или приложения. Такая реклама не бросается в глаза, не моргает и не отвлекает пользователя, он воспринимает ее как часть остального контента. Бум нативной рекламы захлестывает как веб, так и мобильные форматы. Промо-посты в лентах пользователей соцсетей — самый очевидный пример нативной рекламы. Сложность работы с такой рекламой в требуемом уровне профессионализма в изготовлении рекламного сообщения. Важно балансировать на уровне скрытности и привлечения внимания, при этом грамотно выбирая площадки для размещения.

Лидогенерация

Вынужденная экономия бюджетов и желание максимально эффективно расходовать средства, ожидаемо вызвали новую волну интереса к CPA (оплате за результат). На лидогенерацию переходят многие агентства, а клиенты и рады — всегда приятнее платить за результат, чем за процесс. И, разумеется, основными клиентами по лидогенерации стали магазины, как онлайновые, так и оффлайновые. Бум товарных офферов наблюдается в России уже как минимум второй год и, судя по всему, ожидать падения спроса в ближайшее время не приходится. В работе с оплатой за результат важно ответственно подойти к выбору исполнителя — это могут быть агрегаторы партнерских программ или отдельно взятые команды и агентства. Не секрет, что в этой сфере распространен фрод, когда вместо реальных результатов вам генерируют кучу мусорных лидов. Детально изучайте получаемый результат и вдумчиво подходите к выбору разрешенных каналов привлечения трафика, иначе ваш бизнес рискует получить как репутационные, так и материальные потери.

***

Повторимся: современная реклама в интернете может и даже обязана быть умной. В эпоху экономической неопределенности этот принцип становится особенно актуальным, поэтому держите руку на пульсе, инвестируйте свое время в изучение нюансов интернет-маркетинга или найм высококлассных специалистов и подрядчиков. Внимательно и даже въедливо относитесь к выбору формата рекламы — в этом материале мы сознательно пропустили несколько форматов, которые сейчас принято превозносить как трендовые, например, видео-реклама. Несомненно, промоушен через видео может быть крайне эффективен, но стоит понимать, что далеко не каждому бизнесу этот формат подойдет, а метрики такого продвижения чаще всего имеют весьма опосредованное отношение к продажам.