Итоги 2015 года и будущие тренды 2016 года

Итоги 2015 и тренды 2016

2015 год почти закончился, поэтому самое время взглянуть на текущую ситуацию на рынке digital-рекламы и поразмышлять о трендах грядущего 2016 года.

Тенденции 2015 года

Десктопная аудитория пользователей интернета в России насчитывает более 68 млн человек в месяц, что делает нашу страну лидером среди стран Европы, Ближнего Востока и Африки. Однако, непростая экономическая ситуация ударила не только по реальному сектору, но и онлайну.

По данным ZenithOptimedia Group Russia по итогам 2015 года российский рынок сократился на 11%. Больше всего пострадала пресса (-30%), наружная реклама (-25%) и радио (-20%). Единственным подросшим сегментом рекламного рынка в России стала интернет-реклама — 14% рост, приличная доля которого пришлась на контекстную рекламу.

Очевидно, что в этом году digital-реклама окончательно победила остальные сегменты как раз именно из-за кризисной ситуации в нашей стране. Реклама в интернете особенно хороша тем, что ее эффективность можно измерить практически на 100%, поэтому естественной реакцией рекламодателей на кризис стало перераспределение бюджетов от традиционных носителей в сторону интернета. Маркетинговые бюджеты многих компаний в значительной мере ужались и как следствие — расходовать деньги потребовалось более рационально.

Сегмент видео рекламы набирает обороты

Более 100 млн. человек в мире ежедневно просматривают видеоролики онлайн на Youtube, Vimeo, Facebook и других социальных медиа. Если раньше только самые крупные рекламодатели обращались к этому формату, то теперь средний и малый бизнес тоже может попробовать его. Все большую популярность набирают короткие 30-секундные промо в Instagram и полноценные ролики в Youtube с влоггерами и прочими медийными личностями. К тому же, согласно исследованию команды Locowise, видео-формат достигает наилучшего органического охвата в Facebook — 8.94% пользователей видят посты с видео в своей ленте. Для сравнения, у постов с фотоконтентом этот показатель равен лишь 6,7%. На первый взгляд разница не столь существенная, но помните, что чем больше вы получаете естественного охвата, тем меньший бюджет уходит на промоутирование ваших постов.

Мобильный интернет и приложения растут без остановки

Многие эксперты придерживаются мнения о том, что уже в 2016 году в Японии, США и ряде других развитых стран мобильный трафик станет лидирующим. Если говорить о России, то, например, ВКонтакте только в октябре отчитался о сравнении аудитории мобильных гаджетов и десктопных компьютеров. Игнорировать мобильную аудиторию уже просто невозможно, независимо от того работаете ли вы над маркетингом транснациональной корпорации или же ведете группу маленького локального магазинчика одежды.

В соцсетях визуальный контент окончательно победил текст

Несмотря на то, что страницы в Facebook есть у 50 миллионов компаний по всему миру, у Instagram наблюдается более интенсивный органический рост. Однако, за эту популярность ориентированной на фото соцсети пришлось заплатить резким повышением рекламного клаттера — вовлеченность аудитории начала падать.

Не стоит забывать и про резкий взлет Periscope, который обозначился в середине 2015 года. Аудитории уже мало просто смотреть на фото и видео, залитые в социальные сети, теперь они захотели смотреть его онлайн.

Нативная реклама стала модной как никогда

Естественная реклама стала более умной и вовлекающей, чем была еще год назад. Все больше компаний пытаются работать в контексте той аудитории и площадки, на которой они размещают рекламу. Почитайте наш материал о нативной рекламе, в нем мы вкратце рассказали о всех плюсах и минусах этого формата.

Тренды 2016 года

Согласно исследованию компании Digital Marketing Philippines на маркетинг в 2016 году будет потрачено в целом $540 млрд, тогда как на digital-сегмент уйдет $77 млрд. Бюджеты интернет-рекламы уверенно догоняют телевизионщиков.

По прогнозу ZenithOptimedia в 2016 году рост рекламного рынка России составит 2%. И как и в уходящем 2015 году, единственным сегментом с устойчивым ростом останется интернет-реклама. Радио и пресса продолжат свое затяжное пике, а телевидение и наружная реклама застынут на прошлогодних цифрах.

Рекламные бюджеты должны «растаять»

Консалтинговая компания Agency Assessments International подготовила отчет о динамике настроений в маркетинговой среде. В рамках исследования было опрошено 664 маркетологов из 512 компаний, работающих в 44 сегментах рынка. Согласно результатам опроса, в 2016 году бюджеты на рекламу и продвижение начнут постепенно размораживаться. Сокращать бюджет в наступающем году планирует только 22% опрошенных. К слову, в 2015 году этот показатель составил 33%. Оставить бюджет без изменений планирует почти половина компаний.

Продолжится победное шествие performance маркетинга

Как мы уже говорили, в условиях сложной экономической ситуации маркетинг все большего количества компаний становится нацеленным на результат. Модель оплаты рекламы за совершенное действие ожидает небывалый взлет — это неоспоримый факт. Если вы еще не в курсе про CPA, то прочитайте наш вводный материал по этой теме.

Органический охват и вовлеченность продолжат падение

Контент — все еще король. Но теперь он должен будет быть все более интерактивным: онлайн-трансляции в Periscope, чаты в мессенджерах, интерактивные инфографики, опросы. Люди хотят по-настоящему взаимодействовать с брендами и их контентом, а не только потреблять. Стоит отметить, что в условиях продолжающегося кризиса в России стратегические коммуникации с заделом на будущее смогут позволить себе еще меньшее количество компаний. Долгосрочные стратегии, увы, останутся уделом топовых брендов, а остальным нужны будут только цифры и измеримые результаты здесь и сейчас.

Интернет вещей начнет вставать с колен

Сегменту умных вещей и носимой электроники предрекают бум вот уже несколько лет подряд. Но, кажется, в 2016 году все действительно будет серьезно. Как маркетологам взаимодействовать с умными часами и бытовой техникой с доступом в интернет? Разобраться в этом нам всем еще предстоит в недалеком будущем.

Рост мобильных мессенджеров продолжится

Бренды и даже малый бизнес начнут активнее монетизировать накопленную ими аудиторию в социальных сетях, расширяя каналы взаимодействия на мобильные мессенджеры. Мессенджеры это чувствуют и расширяют свою функциональность (суперчаты, новостные каналы, etc), явно претендуя на лавры традиционных соцмедиа.