Facebook идёт ва-банк в войне мессенджеров

Продолжаем публиковать переводы примечательных англоязычных статей по теме digital. На этот раз нам попался на глаза материал с TechCrunch под названием «Facebook Goes Nuclear On The Messaging War With Its M Assistant«.

Мессенджеры уже не такие похожие, как раньше. Ещё несколько лет назад, было мало различий между SMS и мобильными приложениями типа   WhatsApp, WeChat, Kik, Line, KakaoTalk и Facebook Messenger. Но постепенно, одни сделали упор на простоту, другие сориентировались на бизнес, медиа, наклейки-стикеры, игры, местоположение и другие фишечки.

Сегодня, Facebook по-новому вклинился в битву мессенджеров, анонсировав M. Это встроенный в Facebook Messenger персональный помощник. Он может, например, совершать покупки, доставлять подарки, делать бронирования, организовывать поездки, и в общем практически всё что угодно ещё.

Особенность в том, как это всё устроено. M – это не просто искусственный интеллект, а живые сотрудники бэк-офиса, нанятые Facebook, чтобы обслуживать запросы пользователей. В то время как Facebook будет постепенно автоматизировать их труд.

М всё ещё в стадии ранней беты, так что трудно оценить, насколько он справляется с амбициозной целью. Но если М и правда заработает, получится, что Facebook создал полезный, сложный и ресурсоёмкий продукт, который сможет радикально отличить Facebook Messenger от конкурентов.

  • Уже работают цифровые помощники вроде Google Now и Siri. Но они настолько механистичны, что способны справляться лишь с примитивными задачами.
  • Есть личные помощники вроде Magic и Operator, но это независимые приложения, которым сложно набрать пользовательскую базу.
  • И наконец, есть мессенджеры, которые сражаются друг с другом за свои и без того огромные аудитории, но всё равно выглядят очень похожими, несмотря на все свои попытки выделиться.

М сочетает мощь лабораторий Facebook по искусственному интеллекту с гибкостью человеческого разума — живых сотрудников, которых может себе позволить нанять Facebook. Прибавьте к этому 700-миллионную базу пользователей Messenger.

Пока Google и Apple возились с чистым искусственным интеллектом, Facebook использовал человеческие ресурсы, чтобы вломиться на рынок цифровых помощников. Ближайший к М продукт — это приложение WeSecretary, встроенное в мессенджер WeChat.

Распространить возможности М на всех пользователей Messenger будет, вероятно, и трудно и дорого.

В конечном итоге, М будет работать с минимальной помощью со стороны живых людей. Но чтобы прийти к этому, Facebook придётся научить искусственный интеллект М решать задачи из реальной жизни. Провести крупномасштабное тестирование с большой командой людей-операторов будет стоить дорого.

Но именно здесь Facebook хорошо подготовлен. Деньги у него есть. Конечно, не так много, как у Google или Apple, но с выручкой в 4 миллиарда и прибылью 700 миллионов за прошлый квартал, на М ресурсы найдутся.

Время тоже есть. Поскольку Facebook владеет и Messenger, и WhatsApp с 800 миллионами пользователей, он явный лидер рынка мессенджеров. Ему не нужно заботиться об отставании, пока идёт разработка (мы внимательно смотрим на тебя, Google Hangouts/Messenger). И наконец, владея и Messenger, и WhatsApp, Facebook располагает наилучшей стартовой площадкой.

Как Facebook вернёт такие масштабные вложения? С помощью М есть много способов зарабатывать.

Например, Facebook может установить партнёрские отношения с поставщиками товаров или услуг, получая комиссию с каждого запроса из М. Также, как Shyp зарабатывает на разнице оптовых и розничных цен, Facebook легко сможет заработать, обеспечив поток покупок или бронирований.

Потом, есть много возможностей для М-ориентированной рекламы. Представьте себе рекламу в Facebook, которая предлагает организовать встречу в ближайшем ресторане с помощью М.

Ну и наконец, можно заставить платить пользователей М напрямую, хотя это не в правилах Facebook.

Но прелесть в том, что Facebook и не нужно монетизировать М, или Messenger, впрямую. В то время, как конкуренты давятся за выручку, Messenger может просто оставить этот вопрос материнской компании. Всё, что нужно М — это сделать Messenger более полезным, а значит, больше используемым. Он, в свою очередь, затащит пользователей в Facebook, где они будут монетизированы рекламой в ленте новостей.